Полхов-Майданская

Полхов-Майданская роспись 

 

   На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе расположено село Полхов-Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву. Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду.

 

  С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту.

 

 

Шкатулка с выжиганием и росписью

 

   Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

   Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, птички - свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.

 

 

 Изделия Похова-Майдана

   

   Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

 

 

Копилка с сельским пейзажем

 

   Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом), применение ярких анилиновых красок. Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Для того, чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают.  Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет.

 

 

Гриб расписанный в технике полохов-майданской росписи

 

   В основном местные игрушки, или, как их называют, "майданские тарарушки", отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить - на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.

 

 

Полохов-Майданская матрешка

 

   На золотисто-желтом фоне условно изображенные цветы чередуются с оранжевыми пятнами и зелеными узорами, которые подчеркиваются тушью. В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.

 

 

Полохов-Майданская игрушка

 

   В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель "Красная заря". В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой" - цветочная роспись очерчена четким черным контуром; "цветы без наводки" - рисунок выписывается по фону безлинейного контура; прием "под масло" - роспись масляными или нитро красками по глухому цветному фону, "пестрение" - простейшая кистевая роспись мазками или точками. Крутецкие мастера.  В 1960 артель преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам. Объединение ""Полхов-Майданская роспись"" В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение "Полхов-Майданская роспись", где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного "белья", а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приемов декорирования изделий. С начала 1980-х гг. начинает широко применятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

 

Технология росписи

Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером. 

Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости

от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка.

Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного

нанесения рисунка.

 

Полхов - майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками,

разведенными горячей водой температурой 70 – 800 С (6 -8 г краски на1 л воды).

Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель спирта.

Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую,

ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть

синей - получится ярко-зеленый цвет.

Расписанные изделия сушат 8-12 часов при комнатной температуре,

затем дважды лакируют лаком ПA - 231 или ПA - 283 с промежуточной и

окончательной сушкой в течение 10-12 часов.

 

Роспись гуашью

Поверхность изделия тщательно подготавливают, шлифуют, грунтуют и

окончательно зачищают шкуркой.

Гуашевые краски разводят 3 - 5%-ным раствором столярного клея.

Наносят их мягкими беличьими или колонковыми кисточками, фон пишут

широкой щетинной кистью.

После росписи изделие сушат 2 - 3 часа при комнатной температуре

и лакируют нитролаками НЦ-221, НЦ-316.

 

http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=663314

http://www.artvek.ru/dekor05.html

http://www.babaylik.ru/ru/vidyi/38.html

 

Литература:

1. Дайн Г.Л.  Русская игрушка. Москва «Советская Россия».1987 г.

2. Русская деревянная игрушка. Изд. «Художник РСФСР» Ленинград.1968 г.